RSS

Московское центральное кольцо

2016-08-19_11-51-19.png
2016-08-19_11-51-33.png
2016-08-19_11-51-47.png
2016-08-19_11-51-59.png
2016-08-19_11-52-10.png
2016-08-19_11-52-21.png
2016-08-19_11-52-33.png
2016-08-19_11-52-46.png

Тезисы по теме «Московское центральное кольцо»

  • Метрополитен – заказчик проекта МЦК. Правительство Москвы уполномочило Московский метрополитен организовать транспортное обслуживание на МЦК. МЦК фактически будет являться второй кольцевой линией метрополитена и представлять собой единое пространство с метро: единая билетная и тарифная системы, навигация, сервисы.
  • Обязанности метрополитена разделяются на этап запуска и этап эксплуатации. На этапе запуска необходимо провести полную интеграцию железнодорожной инфраструктуры с Московским метрополитеном. Работа ведется в тесном взаимодействии с коллегами из РЖД.

· Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги – это глобальный градостроительный проект. Он состоит из двух частей – реконструкция непосредственно Малого кольца и запуск пассажирского движения, и развитие прилегающих к транспортно-пересадочным узлам территорий, большая часть которых в настоящее время заброшена, либо занята промзонами. Строительство ТПУ с одной стороны облегчит ежедневные передвижения жителей, позволит им сэкономить время в пути, с другой стороны – даст мощный импульс к развитию отдельных районов Москвы. Таким образом, у жителей появятся новые маршруты для передвижения, а потенциальные инвесторы получат массу клиентов – пассажиров ТПУ, число которых будет увеличиваться год от года. Стоит отметить, что не на каждой из 31 станций МЦК будут крупные транспортно-пересадочные узлы. Где-то это будут платформы с навесами, пройти к которым можно будет через станции, где будут располагаться билетно-кассовые зоны, турникетные линии, вендинговые автоматы и т.д.

· Главным приоритетом Правительства Москвы при заказе на проектирование ТПУ МЦК являлся комфорт пассажиров. Именно поэтому транспортные узлы проектировались так, чтобы пассажиру было максимально удобно осуществлять пересадку с одного вида транспорта на другой. Это и установка эскалаторов, и широкие турникетные линии там, где ожидается большой пассажиропоток, это и лифты, это удобная и понятная навигация.

  • На кольце строится 31 транспортно-пересадочный узел (ТПУ). Из них 22 будут капитального строения. Другие будут в виде железнодорожных платформ с навесами и станциями. ТПУ призваны перераспределять городские пассажиропотоки между различными видами транспорта. ТПУ МЦК соединят радиальные направления железной дороги, метрополитен, МЦК и наземный городской транспорт. Планируется, что на крупнейших ТПУ будет предоставляться бесплатный wi-fi.

· Всего на МЦК будет 31 станция, на 17 из них можно будет пересесть на метро, на 10 станциях на пригородные электрички. К моменту запуска пассажирского движения, который запланирован на сентябрь этого года, будет организовано 14 пересадок на метро и 6 на пригородные электрички.

  • Там, где переход будет осуществляться по улице, территория будет благоустроена для обеспечения комфортной смены транспорта. Там, где есть необходимость, будут построены новые тротуары, организованы места для отдыха и т.д.
  • Совместно с Министерством транспорта России и Департаментом транспорта Москвы ведутся работы по внесению поправок в законодательство для интеграции железной дороги, которая всегда была в федеральном ведомстве, в городской общественный транспорт. Законодательство о пригородных жд перевозках различается от законодательства, которое регулирует городской транспорт, и, для того, чтобы была, в первую очередь, единая билетная система, необходимы некоторые поправки в законодательстве. Летом поправки в приказ будут внесены, и впервые в России станет возможно использование билета метрополитена на инфраструктуре РЖД, являющейся федеральной. Впервые в России железнодорожная система будет полностью интегрирована с муниципальным транспортом – метрополитеном.
  • РЖД, согласно договору, осуществляет обслуживание инфраструктуры, отвечает за чистоту и порядок на остановочных пунктах, за работоспособность оборудования, установленного на них. А также РЖД будет являться перевозчиком на Московском центральном кольце с подвижным составом «Ласточка».
  • Ведутся работы по реконструкции вестибюлей действующих станций метро. Некоторым из них необходима реконструкция, в основном, для того, чтобы обеспечить пассажиров теплым переходом при пересадке с МЦК на метро. Так, например, с 10 мая закрыли южный вестибюль станции «Черкизовская». Планируется надстроить там второй этаж, который будет вести в надземный пешеходный переход и соединит метро и МЦК. Всего будет реконструировано 5 вестибюлей станций: «Ленинский проспект», «Международная», «Черкизовская», «Владыкино» и «Кутузовская».
  • Все сервисы, предоставляемые пассажирам подземки, будут доступны и для Московского центрального кольца. Это касается и услуг Центра обслуживания маломобильных пассажиров метро. Сейчас ведется набор персонала и докупается дополнительное оборудование, чтобы обеспечить работу Центра на МЦК. Для этого был произведен набор 60 человек и закуплены дополнительные инвалидные коляски, автомобиль, ограждения, терминалы связи и все остальное, чем пользуется ЦОМП.
  • На МЦК будет работать система NFC - сейчас прорабатывается техническая возможность реализации системы.
  • Также планируется внедрить технологию PayPass/PayWave. Мы в настоящее время ведем работу с Министерством Транспорта РФ по изменению федеральной нормативной базы, которая позволит применять вышеописанные технологии. Возможность покупки билетов на кассах банковскими картами будет доступна пассажирам уже при запуске.
  • МЦК изначально проектировалось с возможностью, как минимум, трехкратного увеличения провозной емкости. Так, например, с момента запуска на МЦК будут ходить поезда в 5-вагонной составности. При этом, есть возможность сцепки двух поездов, что даст возможность эксплуатировать поезда уже в 10-вагонной составности. Также предусмотрено сокращение интервалов движения поездов. Такая техническая возможность заложена в инфраструктуре.
  • Подземка разгрузится. По предварительным расчетам, благодаря вводу второго пересадочного контура, кольцевая линия метро сможет разгрузиться на 15%. Снизится нагрузка на критических перегонах радиальных линий метро – это две-три станции перед "кольцом", где в час "пик" собирается максимальное количество пассажиров. Им станет удобней воспользоваться пересадкой на МЦК, чем добираться до Кольцевой линии. На северном участке Сокольнической линии пассажиропоток упадет на 20%, на Таганско-Краснопресненской — на 18%, на Кольцевой — на 15%. Разгрузка Казанского вокзала в часы пик составит до 30%, Ленинградского и Ярославского — 20%, Курского — до 40%.
  • Пассажиры метро смогут значительно экономить время на поездку. Им не нужно будет ехать в центр, чтобы сделать пересадку с одной радиальной линии на другую. По расчетам экспертов, в наибольшем выигрыше окажутся пассажиры Калужско-Рижской линии — благодаря МЦК время в пути для них сократится на 16 мин., Арбатско-Покровской линии — на 15 мин., Сокольнической — на 11 мин.
  • Московское центральное кольцо поможет сократить время в пути для некоторых маршрутов в три раза. Так, например, с 39 до 12 минут уменьшится время на дорогу от станции "Владыкино" до "Бульвара Рокоссовского". С 28 до 10 минут – от "Международной" до "Ленинского проспекта". Всего у москвичей появится более 350 возможных вариантов пересадок при перемещении по городу.
  • Бесплатная пересадка с метро на МЦК возможна в течение полутора часов с момента первого входа в метро. Тройная пересадка также будет бесплатной, в том числе пересадка на монорельсовую дорогу.
  • Пассажиропоток в первый год эксплуатации достигнет 75 млн в год с увеличением до 300 млн. человек к 2025 г. Почти половина из них – 34,5 миллионов – это пассажиры, которые с метро будут делать пересадку на МЦК, 20,2 миллиона пассажиры железнодорожного транспорта, 12,7 миллиона – пассажиры автобусов и 7,5 миллиона – жители ближайших от станций домов.
  • Туалеты есть в подвижном составе и на каждом ТПЦ МЦК. Все приспособлены для пользования маломобильными группами населения.

· Подвижной состав на МЦК будет представлен поездами «Ласточка». Система климат-контроля поездов обеспечит комфортную температуру внутри салона в любое время года. Переходы между вагонами герметично изолированы от внешнего пространства резиновой гармошкой, что обеспечивает изоляцию от проникновения внутрь салона холода, пыли и осадков. Боковые окна из теплоизолирующих стеклопакетов из небьющегося стекла. В вагонах предусмотрены электророзетки на напряжение 220 В переменного тока, что позволяет во время следования производить подзарядку мобильных телефонов и прочих устройств. Максимальная вместимость поезда – 1200 пассажиров.

· Велосипеды можно будет провозить в неразобранном виде. В поезде предусмотрены велокрепления. Они будут располагаться во втором и четвертом вагоне. В один вагон сможет поместиться до 6 велосипедов. Это специальная комплектация поездов «Ласточка» и сейчас РЖД ведет работу по установке такого оборудования. Планируется, что в течение следующего года весь парк подвижного состава МЦК будет представлен в новой комплектации: компоновка кресел по схеме 2*2, вместо 3*2, появятся велокрепления, поручни для стоячих пассажиров.

· Объем движения на МЦК будет достигать 100 пар поездов в сутки с интервалом от 6 минут в часы пик и 11-15 минут во внепиковое время.

  • Вся инфраструктура МЦК приспособлена для пользования маломобильными группами населения: на 26 станциях лифты, эскалаторы, на 5 станциях, специальные подъемники для инвалидов-колясочников. На каждом ТПУ есть санитарные комнаты, удобные для пользования пассажирами на инвалидных креслах. Все платформы оборудованы тактильной плиткой. На каждом ТПУ есть кассы с заниженным уровнем окна.
  • 22 ТПУ будут капитального строения. Среди наиболее крупных можно назвать ТПУ «Сити», «Ярославская», «Рязанская», «Окружная». Эти ТПУ объединят метро, радиальные направления железной дороги, наземный общественный транспорт и линии МЦК. К запуску пассажирского движения будет готова вся транспортная инфраструктура, то есть пассажиры смогут начать пользоваться МЦК, как новым видом транспорта уже в конце этого года. Но в этом году будет пройден только первый этап, будет интегрировано максимальное количество, насколько это возможно, станций метро и радиальных направлений. В течение 2017-2018 гг. мы будем продолжать развитие инфраструктуры, начнется застройка прилегающих территорий к МЦК, в местах заброшенных промышленных зон. С обеспечением транспортной доступности этих зон, Москва получит новые места притяжения. У восьми транспортно-пересадочных узлов планируется построить около 750 кв.м недвижимости - торговые площади, офисы, отели, паркинги и жилье.
  • Самым крупным пересадочным узлом станет «Новопесчаная» (242 640 кв.м, северо-запад Москвы): там будет жилье на 120 000 кв.м (из них 77 тыс.кв.м. жилья и 43 тыс.к.в.м. – парковка), апарт-отель на 80 000 кв.м. Среди масштабных ТПУ также «Ярославская» (55 000 кв.м торговля, 88 500 - апарт-отель, 41 300 - паркинг) и «Николаевская» (130 000 кв.м - торговля, 84 200 - паркинг). Права на застройку ТПУ планируется разыграть на торгах в 2016-2017 гг. В марте девелоперская компания «Пионер» стала победителем открытого конкурса на право покупки 100-процентной доли в уставном капитале ООО «Ботанический сад» и будет застраивать территории у ТПУ «Ботанический сад». Сумма сделки - 1,14 млрд руб. «Пионер» получил право арендовать два земельных участка, где сможет построить офисы общей площадью 44,6 тыс. кв.м. с подземной автостоянкой на 411 м/мест, торговый центр общей площадью 45,4 тыс. кв.м с подземной автостоянкой на 405 м/мест и гостиницу общей площадью 51,3 тыс. кв.м. с подземной автостоянкой на 150 м/мест. Предполагается, что реализация проекта застройки ТПУ «Ботанический сад» позволит создать до 8,1 тыс. рабочих мест. В районе этого ТПУ проходит несколько крупных транспортных магистралей - МЦК, ул. Вильгельма Пика, Северо-Западная и Северо-Восточная хорды, а также расположена станция метро «Ботанический сад».
  • Еще около 60 тысяч квадратных метров торговых площадей появятся в составе семи транспортно-пересадочных узлов на МЦК. Ввод объектов в эксплуатацию планируется в две очереди. В сентябре 2016 года объекты торговли и сервиса появятся рядом с ТПУ "Сити", "Варшавское шоссе", "Измайловский парк" и "Новохохловская". В рамках второй очереди, к январю 2017 года, торговые объекты должны появиться в ТПУ "Николаевская", "Новопесчаная" и "Волоколамская".

Интервью Москва 24

Роман Латыпов, заместитель начальника Московского метрополитена по стратегическому развитию и инвестициям

75 миллионов пассажиров в первый год запуска готово взять на себя Московское центральное кольцо – результат реконструкции МЦК. Как распределятся новые пассажиропотоки? Насколько освободятся загруженные линии метро? Как сократятся маршруты привычных поездок? Эти и другие вопросы моя коллега ... обсудит с Романом Латыповым, заместителем начальника Московского метрополитена по стратегическому развитию и инвестициям

1. Роман Маратович, здравствуйте! Проект МЦК получил новое название – Московское центральное кольцо. Как новая кольцевая линия будет интегрирована в действующую систему столичного метро (какие работы предстоят на этапе ее запуска, какие задачи поставило Правительство Москвы и руководство метрополитена)?

Правительство Москвы уполномочило Московский метрополитен организовать транспортное обслуживание на Московском центральном кольце, которое станет полноценным вторым пересадочным контуром метро и будет представлять собой единое пространство с подземкой: единая билетная и тарифная системы, навигация, сервисы.

Обязанности метрополитена разделяются на этап запуска и этап эксплуатации. На этапе запуска необходимо провести полную интеграцию железнодорожной инфраструктуры с Московским метрополитеном. Работа ведется в тесном взаимодействии с коллегами из РЖД.

Главным приоритетом Правительства Москвы при заказе на проектирование ТПУ МЦК являлся комфорт пассажиров. Именно поэтому транспортные узлы проектировались так, чтобы пассажиру было максимально удобно осуществлять пересадку с одного вида транспорта на другой. Это и установка эскалаторов, и широкие турникетные линии там, где ожидается большой пассажиропоток, это и лифты, это удобная и понятная навигация.

2. Как я понимаю, раньше Московское центральное кольцо было железной дорогой и в физическом, и в юридическом смысле. Как в связи с этим должна создаваться теперь единая билетная система (между Московским центральным кольцом и метро)? Какие, например, нужны поправки в законодательство?

Совместно с Министерством транспорта России и Департаментом транспорта Москвы ведутся работы по внесению поправок в законодательство для интеграции железной дороги, которая всегда была в федеральном ведомстве, в городской общественный транспорт. Законодательство о пригородных жд перевозках различается от законодательства, которое регулирует городской транспорт, и, для того, чтобы была, в первую очередь, единая билетная система, необходимы некоторые поправки в законодательстве. 6 июня началось публичное обсуждение проекта поправок на сайте приказов Министерства транспорта, и уже этим летом поправки в приказ будут внесены, и впервые в России станет возможно использование билета метрополитена на инфраструктуре РЖД, являющейся федеральной. Впервые в России железнодорожная система будет полностью интегрирована с муниципальным транспортом – метрополитеном.

3. Какими будут тарифы на проезд по новой линии? В каких случаях пересадки с метро на Московское центральное кольцо и обратно будут бесплатными?

В связи с тем, что Московское центральное кольцо будет интегрировано в систему Московского метрополитена, то билетная и тарифная системы будут такими же, как в метро. По одному билету можно будет проехать на Московском центральном кольце, потом бесплатно пересесть на метро и монорельс. Только сделать это нужно в течение 90 минут с момента первого прохода в метро через турникет. Похожие пересадки уже есть на монорельсе. На МЦК будут действовать все существующие тарифы по карте «Тройка», билетам «Единый» и «90 минут».

4. А как будут развиваться на новой линии современные системы оплаты проезда (например, NFC, PayPass/PayWave, оплата покупки билетов в кассах банковскими картами и т.д.)?

На МЦК будет работать система NFC - сейчас прорабатывается техническая возможность реализации системы.

Мы стремимся внедрить также и технологию PayPass/PayWave, но здесь есть небольшие юридические сложности. Мы в настоящее время ведем работу с Министерством Транспорта РФ по изменению федеральной нормативной базы, которая позволит применять вышеописанные технологии. Должен отметить, что возможность покупки билетов на кассах банковскими картами будет доступна пассажирам уже при запуске.

5. Пересадка с Московского центрального кольца на линии нынешней подземки очевидным образом затрагивает действующие станции метро. В каких случаях требуется реконструкция их вестибюлей (действующих станций метро)? Какого рода надстройки должны быть созданы (и на каких станциях)?

На 17 ТПУ можно будет сделать пересадку на метро. На 11 из этих ТПУ появятся переходы в метро по принципу «сухие ноги». То есть пассажирам не придется выходить на улицу, чтобы сменить вид транспорта. На 10 станциях можно будет пересесть на 9 радиальных железнодорожных направлений.

К моменту запуска пассажирского движения будет 14 пересадок на метро и 6 пересадок на пригородные направления.

Сейчас ведутся работы по реконструкции вестибюлей действующих станций метро. Некоторым из них необходима реконструкция, в основном, для того, чтобы обеспечить пассажиров теплым переходом при пересадке с МЦК на метро. Так, например, с 10 мая закрыли южный вестибюль станции «Черкизовская». Планируется надстроить там второй этаж, который будет вести в надземный пешеходный переход и соединит метро и МЦК, а с 11 июля закрыт южный вестибюль станции «Ленинский проспект». Всего мы будем реконструировать четыре вестибюля станций «Ленинский проспект», «Международная», «Черкизовская» и «Владыкино». Также совместно с коллегами из РЖД будем реконструировать вестибюль станции метро «Кутузовская».

6. Сколько транспортно-пересадочных узлов начнут работать на самой линии? Как они будут обустроены и оборудованы? Насколько все приспособлено для удобства обычных пассажиров и маломобильных граждан (в т.ч. навигация, лифты, эскалаторы, турникеты и т.д.)?

На кольце строится 31 транспортно-пересадочный узел (ТПУ). Из них 22 будут капитального строения. Другие останутся в виде железнодорожных платформ с навесами и станциями. ТПУ призваны перераспределять городские пассажиропотоки между различными видами транспорта. ТПУ МЦК соединят радиальные направления железной дороги, метрополитен и наземный городской транспорт. Планируется, что на крупнейших ТПУ будет предоставляться бесплатный wi-fi.

На станциях Московского центрального кольца будут аппараты с горячими и холодными напитками, инфотерминалы, в которых можно узнать дорогу. Во время опроса будущих пассажиров на «Активном гражданине» в топ-3 необходимых услуг попали бесплатные зарядки для мобильных телефонов, лавочки и цветы.

Вся инфраструктура МЦК приспособлена для пользования маломобильными группами населения: на 26 станциях лифты, эскалаторы, на 5 станциях, специальные подъемники для инвалидов-колясочников. На каждом ТПУ есть санитарные комнаты, удобные для пользования пассажирами на инвалидных креслах. Все платформы оборудованы тактильной плиткой. На каждом ТПУ есть кассы с заниженным уровнем окна.

7. Куда и как можно будет пересесть с основных площадок ТПУ? Как будет благоустроена территория вокруг ТПУ (в тех случаях, когда переход осуществляется по улице)?

На 17 ТПУ можно будет сделать пересадку на метро. На 10 станциях можно будет пересесть на 9 радиальных железнодорожных направлений.

К моменту запуска пассажирского движения будет 14 пересадок на метро и 6 пересадок на пригородные направления. 3 строящиеся станции метро также будут интегрированы с МЦК по мере сдачи в эксплуатацию. Это станции: Шелепиха, Окружная и Нижегородская улица.

Там, где переход будет осуществляться по улице, территория будет благоустроена для обеспечения комфортной смены транспорта. Там, где есть необходимость, будут построены новые тротуары, организованы места для отдыха и т.д.

8. Какие сервисы будут доступны на территории Московского центрального кольца (например, Wi-Fi, услуги Центра обслуживания маломобильных пассажиров, санузлы в поездах и на ТПУ и т.д.)? Что делается для обеспечения работы этих сервисов?

Все сервисы, предоставляемые пассажирам подземки, будут доступны и для Московского центрального кольца. Wi-fi будет предоставляться и в подвижном составе и на крупнейших ТПУ. Сейчас совместно с коллегами из РЖД устанавливается необходимое для этого оборудование. Это касается и услуг Центра обслуживания маломобильных пассажиров. Сейчас ведется набор персонала и докупается дополнительное оборудование, чтобы обеспечить работу Центра на Втором кольце. Для этого был произведен набор 60 человек и закуплены дополнительные инвалидные коляски, автомобиль, ограждения, терминалы связи и все остальное, чем пользуется ЦОМП.

Туалеты есть в подвижном составе – это то, чем серьёзно отличается МЦК от метро – в первом и последнем вагоне. При этом они приспособлены для маломобильных граждан. Плюс туалеты будут на всех ТПУ, санузлы при этом также будут приспособлены для пользования маломобильными группами населения.

9. Как выглядят поезда новой линии? Как они оборудованы (в т.ч. системы климат-контроля, розетки для подзарядки гаджетов, велокрепления)? Какова их вместимость? Заложена ли возможность увеличения составов?

Подвижной состав на Московском центральном кольце оборудуют по специальному заказу Метрополитена. Так, в «Ласточках» появятся велокрепления вместо багажных полок, компоновка кресел будет в формате 2+2, вместо 3+2. Переоборудование подвижного состава будет производиться в течение первого года эксплуатации МЦК.

Поезда «Ласточка» оборудованы системами климат-контроля, розетками на напряжение 220В, туалетами, оснащёнными специальным оборудованием для маломобильных групп населения. Максимальная вместимость поезда – 1200 пассажиров.

В дальнейшем при увеличении пассажиропотока составность поездов может быть увеличена вдвое - до 10 вагонов в каждом поезде.

10. Как решено построить график движения и интервалы? Существует ли возможность сокращения интервалов в будущем?

Объем движения на МЦК будет достигать 100 пар поездов в сутки с интервалом от 6 минут в часы пик и 11-15 минут во внепиковое время.

МЦК изначально проектировалось с возможностью, как минимум, трехкратного увеличения провозной емкости. Так, например, с момента запуска на МЦК будут ходить поезда в 5-вагонной составности. При этом, есть возможность сцепки двух поездов, что даст возможность эксплуатировать поезда уже в 10-вагонной составности. Также предусмотрено сокращение интервалов движения поездов.

11. Как Вы оцениваете перспективный пассажиропоток нового кольца? Какие линии метро разгрузит это кольцо (что показывают расчетные данные)? Насколько?

На МЦК по сути вводится 31 новая станция метро. Это для города беспрецедентно.

Так, по нашим предварительным расчетам, благодаря вводу второго пересадочного контура, кольцевая линия метро может разгрузиться на 15%. Снизится нагрузка на критических перегонах радиальных линий метро – это две-три станции перед "кольцом", где в час "пик" собирается максимальное количество пассажиров. Теперь им станет удобней воспользоваться пересадкой на МЦК, чем добраться до Кольцевой линии. На северном участке Сокольнической линии пассажиропоток упадет на 20%, на Таганско-Краснопресненской — на 18%, на Кольцевой — на 15%. Разгрузка Казанского вокзала в часы пик составит до 30%, Ленинградского и Ярославского — 20%, Курского — до 40%.

Пассажиропоток в первый год эксплуатации достигнет 75 млн в год с увеличением до 300 млн. человек к 2025 г. Почти половина из них – 34,5 миллионов – это пассажиры, которые с метро будут делать пересадку на МЦК, 20,2 миллиона пассажиры железнодорожного транспорта, 12,7 миллиона – пассажиры автобусов и 7,5 миллиона – жители ближайших от станций домов.

12. Как при этом сократится время в пути пассажиров тех или иных направлений? Как запуск нового кольца повлияет на разнообразие маршрутов и пересадок в городе?

Сейчас маршруты, которые проходят мимо станций МЦК, не всегда делают там остановки. Департаментом транспорта Москвы совместно с «Мосгортрансом» разработана новая маршрутная сеть вокруг станций МЦК. При этом трассы более 30 действующих автобусов и троллейбусов приблизят к МЦК и откроют новые остановки. Кроме того, запустят несколько дополнительных наземных маршрутов, чтобы пассажиры могли добраться до станций МЦК.

Пассажиры метро смогут значительно экономить время на поездку. Им не нужно будет ехать в центр, чтобы сделать пересадку с одной радиальной линии на другую. По расчетам экспертов, в наибольшем выигрыше окажутся пассажиры Калужско-Рижской линии — благодаря МЦК время в пути для них сократится на 16 мин., Арбатско-Покровской линии — на 15 мин., Сокольнической — на 11 мин.

Московское центральное кольцо поможет сократить время в пути для некоторых маршрутов в три раза. Так, например, с 39 до 12 минут уменьшится время на дорогу от станции "Владыкино" до "Бульвара Рокоссовского". С 28 до 10 минут – от "Международной" до "Ленинского проспекта". Всего у москвичей появится более 350 возможных вариантов пересадок при перемещении по городу.


БЕСЕДКА «КП»

На станциях МЦК поставят растения и бесплатные зарядки для гаджетов

На радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) побывал заместитель начальника Московского метрополитена по стратегическому развитию и инвестициям Роман Латыпов.

НА ВОКЗАЛАХ И В МЕТРО СТАНЕТ СВОБОДНЕЕ

- Роман Маратович, Московскую кольцевую железную дорогу (МЦК) уже называют второй кольцевой линией метро. Скоро по ней поедут поезда с пассажирами. Поможет ли дорога разгрузить обычное метро, наземку и улицы?

- В транспортной системе города МЦК станет еще одной кольцевой линией метро. Дорога проходит примерно в районе Третьего кольца. К северу сдвигается в сторону МКАДа. А на юге идет ближе к Садовому кольцу, то есть к кольцу метро. В ближайшие несколько недель мы начнем обкатку новой дороги совместно с РЖД. В первой декаде сентября планируем открыть движение для пассажиров.

Мы рассчитываем, что МЦК в первую очередь разгрузит на 25% радиальные линии метро, особенно на севере города. Для того, чтобы добраться с одной ветки на другую, больше не нужно будет ехать до кольцевой линии метро, переезжать по ней и опять переходить на другие ветки или ехать в центр. Сейчас в метро самые загруженные перегоны – перед Кольцом.

- Сколько времени сэкономим в пути?

- До некоторых станций будем доезжать в два или три раза быстрее. Например, сейчас в пути от «Владыкино» до «Бульвара Рокоссовского» приходится тратить больше получаса. А после запуска МЦК - 15 минут. На железнодорожных вокзалах столицы тоже станет свободнее. По нашим подсчетам, они разгрузятся на 10 % первоначально при запуске МЦК. Потом при дальнейшей интеграции радиальных направлений в МЦК разгрузка составит до 35 %. Первыми в сентябре-октябре это почувствуют пассажиры Ленинградского вокзала. Здесь в час пик разгрузка составит порядка 15 % благодаря удобной пересадке на МЦК с платформы НАТИ на Ленинградском направлении. Так же станет легче тем, кто пользуется Казанским вокзалом. Для пересадки между МЦК и Казанским направлением железной дороги нужно пройти буквально 50 метров. Если нужно попасть в метро, то не обязательно ехать из области на электричке до вокзала. Удобнее просто доехать до платформы МЦК и продолжить свой путь по этой дороге.

- Заторов на дорогах станет меньше?

- Очень сложно оценить влияние новых магистралей на разгрузку автомобильных дорог. Но мы в целом делали анализ. Открытие станции метро приводит к тому, что люди, живущие рядом, меняют вид транспорта с автобуса и часто с личного автомобиля на метрополитен. На МЦК по сути вводится 31 новая станция метро. Это для города беспрецедентно. Поэтому мы считаем, что магистрали тоже разгрузятся. Конечно, наибольший эффект достигнем ближе к 2018 - 2020 году. К тому времени территория вокруг МЦК будет активно застраиваться апарт-отелями, офисами, торговыми центрами.

- Поменяются ли маршруты наземного транспорта из-за МЦК?

- Все будет связано. Сейчас маршруты, которые проходят мимо станций МЦК, не всегда делают там остановки. Департаментом транспорта Москвы совместно с «Мосгортрансом» разработана новая маршрутная сеть вокруг станций МЦК. При этом трассы более 30 действующих автобусов и троллейбусов приблизят к МЦК и откроют новые остановки. Кроме того, запустят несколько дополнительных наземных маршрутов, чтобы пассажиры могли добраться до станций МЦК.

НАВЕСЫ ДЛЯ ПЕРЕСАДОК БУДУТ НА БОЛЬШИНСТВЕ СТАНЦИЙ

- На каких станциях метро можно будет пересаживаться на МЦК?

- Всего в метро будет 17 пересадок на МЦК, но к моменту запуска дороги пассажиры пока смогут пользоваться 14. Остальные три пересадки будут открыты, как только будут введены в эксплуатацию строящиеся станции метро: Шелепиха, Нижегородская улица, Окружная. Переход на них будет осуществляться в теплом контуре. Также и на других станциях, как например, «Владыкино», «Черкизово», «Сити», «Площадь Гагарина» и «Кутузово» - тоже не нужно будет выходить на улицу, чтобы пересесть с метро на МЦК.

Например, около станции МЦК «Черкизово» сейчас надстраиваем над станцией метро «Черкизовская» второй этаж, чтобы по надземному переходу можно было пройти над автомобильной дорогой. При запуске МЦК будет пять таких станций. На остальных остановках появятся навесы на маршрутах пересадок. Но есть станции, где этого нельзя сделать либо по технологическим причинам, либо просто физически, когда пересадка занимает большое расстояние. Дело в том, что МЦК строилась сто лет назад, когда метро еще не было. Потом метро с железной дорогой не увязывалось. Поэтому не везде можно обустроить комфортные пересадки. К примеру, станция МЦК «Лужники» и метро «Спортивная». Между ними идти метров 100 – 150. Но поскольку на стадионе проводятся футбольные матчи, там следит за порядком и конная полиция. Если построить навес между двумя станциями, тогда всадник под ним не проедет. Поэтому там будет небольшой участок для пассажиров под открытым небом. При этом половина пешеходного маршрута закрыта эстакадой. На улице останется два небольших открытых участка для прохода, которые не доставят неудобства.

- Среди пассажиров будут и инвалиды, и мамы с колясками…

- Для них мы оборудуем все станции МЦК. На всех транспортно-пересадочных узлах будут лифты, эскалаторы, а где высота станции небольшая, то будут специальные подъемники для маломобильных граждан. На станциях сделаем удобные входы с пандусами, чтобы можно было заехать без ступеней. К тому же на МЦК, как и в метро, будут работать сотрудники центра обслуживания маломобильных пассажиров. По заявке они бесплатно сопровождают тех, кому в одиночку трудно ездить в метро. Мы уже начали обучение 60 таких работников дополнительно для МЦК к уже действующим 250 сотрудникам.

- Сколько времени займет самая длинная пересадка между МЦК и обычным метро? А самая короткая?

- Самая короткая пересадка занимает всего несколько минут без выхода на улицу – нужно только спуститься на лифте или эскалаторе с платформы МЦК и пройти в вестибюль метро. Это быстрее, чем между двумя станциями метро. Самая длинная пересадка максимум 600 - 700 метров и порядка 10 - 12 минут пешком. Это в целом сопоставимо с переходами в метро.

- А время в пути по кольцу?

- Полный круг займет порядка 75-80 минут.

ПО КОЛЬЦУ ПОЛЕТИМ НА «ЛАСТОЧКАХ»

- Какие поезда будут курсировать по железной дороге?

- Это будут «Ласточки». Но не совсем те, что ездили на Олимпиаде в Сочи. Для Москвы взяли специальную городскую модель «Ласточек» - ЭС2Г. Поезд технически полностью приспособлен для перевозок на кольце в режиме метро «ускорение – торможение». В салоне вместо багажных полок будут крепления для велосипедов. Во втором и четвертом вагонах по шесть велосипедов можно поставить и зафиксировать.

- За провоз велосипеда придется платить?

- Эта услуга бесплатная. Кроме того, во всех поездах будут информационные мониторы, бесплатный Wi-Fi, кондиционеры и туалеты. В вагонах есть поручни для тех, кто едет стоя. Сиденья размещаются с каждой стороны в два ряда, а между ними – широкий проход. В первом и пятом вагонах поезда будут специальные места для маломобильных пассажиров.

- А по какому расписанию будет работать МЦК?

- В часы работы метро. Первый поезд поедет в 5.30 утра и последнийв 1.00 ночи. Поезда будут ездить раз в 6 минут в часы пик. В другое время перерывы могут составлять до 11 - 15 минут. Если появится необходимость запустить дополнительные поезда, мы можем поменять интервал движения.

- Круглосуточное движение на МЦК планируется?

- Пока нет. Дело в том, что инфраструктура МЦК будет использоваться в достаточно интенсивном графике и ее нужно обслуживать. Если работать круглосуточно, это просто некогда будет делать. Нам нужны ночью технологические окна для безопасной перевозки пассажиров.

СОХРАНЯЙТЕ БИЛЕТЫ ДО КОНЦА ПОЕЗДКИ

- Сколько заплатим за проезд на МЦК?

- Цены будут такими же, как сейчас в метро, - в среднем 29 рублей за поездку в зависимости от вида билета. По одному билету можно будет проехать в метро, потом бесплатно пересесть на МЦК и так сколько угодно раз. Только сделать это нужно в течение 90 минут с момента первого прохода в метро через турникет. Похожие пересадки уже есть на монорельсе. На МЦК будут действовать все существующие тарифы по карте «Тройка», билетам «Единый» и «90 минут».

- А пересадка на пригородные электрички учитывается?

- В пригородных поездах уже сейчас можно оплатить поездку с помощью карты «Тройка». На «Тройку» можно записать абонемент на пригородную электричку и билет на метро. По одному билету ездить и в электричке, и в метро, и в МЦК. Но пока только через «Тройку». Мы сейчас меняем законодательство, чтобы использовать на МЦК инновационные методы оплаты проезда такие же, как в метро. Это оплата банковской картой на турникете по технологии PayPass и PayWave. Просто прикладываете кредитную карту к турникету и проходите на МЦК. Потом так же по этой карте можно зайти в метро.

- Наверное, можно так приложить и мобильный телефон?

- С поддержкой NFC. Сейчас примеряем такую технологию в метро. Телефоны на базе операционной системы Android уже работают. Нужно поставить специальную SIM-карту, чтобы прямо со счета мобильного телефона списывались деньги. Устройства Apple пока не поддерживаются в силу аппаратных ограничений, но мы над этим тоже работаем. И в метро, и на МЦК это будет. Кроме того, в кассах появится эквайринг – покупка билета с помощью кредитной карты.

- У билетов МЦК будет свой дизайн?

- Билеты на МЦК и метро будут одинаковые. Для этого уже с августа изменится дизайн всех проездных в метро. На них добавится символика РЖД, а также появится информация о том, что перевозчиком на МЦК является РЖД. По федеральному закону эти реквизиты должны быть на билете. Еще одно новшество - пассажирам нужно будет сохранять разовые билет до конца поездки. Сейчас многие проходят турникет в метро и выбрасывают билет в урну у эскалатора. На МЦК в силу того, что часто станции находятся далеко друг от друга, поставим отдельные дополнительные турникеты на вход. Чтобы потом бесплатно пройти через этот турникет на МЦК, нужен будет тот билет, с которым вошли в метро. Поэтому уже с августа начнем везде в метро клеить стикеры с надписью «Не выбрасывайте билеты!». Только, когда вышел из метро и не собираешься ехать на МЦК, можешь выбросить билет. Даже на урнах у эскалатора появятся объявления о том, что для МЦК билет нужно сохранить.

- Что еще изменится?

- В августе появятся новые единые правила работы метро и МЦК. Сейчас дополняем действующие правила метро. Но это, скорее, юридические нюансы, которые для нас важнее, чем для пассажиров.

ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОТКРОЮТ НИЗКИЕ ОКНА В КАССАХ

- Старинные станционные домики на МЦК пригодятся?

- Только как музейные экспонаты. Все станции МЦК построены с нуля. Мы стараемся сделать их максимально удобными для пассажиров. Ведь в перспективе на дороге ожидается до 300 миллионов человек в год.

В целом транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) выполнены в высокотехнологичном дизайне. Много стекла, нержавеющей стали. По стилю станции скорее похожи на аэропорт, чем на традиционный вокзал. Везде будет достаточное количество входов-выходов, турникетных линеек, касс. Для маломобильных пассажиров будут низко расположенные кассовые окна, чтобы человек в коляске легко мог купить билет. На станциях МЦК поставим аппараты с горячими и холодными напитками, инфотерминалы, в которых можно узнать дорогу. Во время опроса пассажиров в топ-3 необходимых услуг попали бесплатные зарядки для мобильных телефонов, лавочки и цветы. Все это появится на станциях МЦК, и даже растения, чтобы было уютно.

- Живые?

- Пока искусственные, потому что не понятно, где смогут находиться живые растения, а где – нет. В метро впервые мы поставили искусственный цветок на платформе станции «Котельники». Это был прорыв. На станциях МЦК будут такие же цветы и несколько новых. Сейчас рассматриваем варианты дизайна растений. Пусть это станет сюрпризом.

- Неужели вырастут пальмы?

- Можем поставить и пальмы, но не знаю, как наши пассажиры к этому отнесутся (смеется).

- На железнодорожных вокзалах часто включают музыку, например, во время прибытия поезда. На МЦК тоже услышим песни и какие?

- С коллегами из РЖД сейчас согласовываем единую звуковую концепцию для МЦК. Мы ищем золотую середину, чтобы пассажир чувствовал себя, как в метро, но при этом соблюдались традиции железной дороги. Так же будет и с навигацией. На ТПУ появится навигация РЖД и новая навигация метрополитена в фирменном стиле. В обычном подземном метро для пассажиров МЦК поменяем более 20 тысяч элементов навигации. Это касается схем, указателей проезда, путевых полос, напольной разметки. При этом дополнительная навигация будет и на МЦК, но в совмещенном с РЖД стиле. На МЦК постараемся сделать максимально читаемым шрифт всех указателей и надписей. Они будут в цветах РЖД – серый и белый на сером фоне.

МОСКВИЧАМ И ТУРИСТАМ ПОДСКАЖУТ ДОРОГУ

- Станет ли новое кольцо туристическим маршрутом?

- Да, рассматриваем такую возможность. Вдоль МЦК много интересных для туристов мест. Это парки, стадионы «Лужники», «ВТБ Арена», «Локомотив», район ЗИЛа, Лосиный остров, памятники культуры. Думаем, среди туристов такой маршрут будет востребован. Специально для туристов откроем четыре инфостойки на станциях МЦК. В метро такая стойка уже работает на «Комсомольской». Здесь бесплатный консультант метрополитена объяснит дорогу, расскажет о достопримечательностях, выдаст карту города.

- А москвичам там помогут?

- Конечно. Вдобавок после запуска движения на МЦК и в метро будут дежурить наши сотрудники. К ним можно обращаться с вопросами, как проехать на нужную станцию, какой маршрут выгоднее, куда пройти для пересадки. Мы ведем переговоры с сервисами электронных карт метро, чтобы в приложениях, которые строят маршрут проезда, учитывались теперь и маршруты МЦК.

Беседу вела Светлана ВОЛКОВА.

Фото Ивана МАКЕЕВА.

Беседу с Романом Латыповым слушайте на Радио "Комсомольская правда" (97,2 FM). Видео - на kp.ru.