RSS

Роспотребнадзор поможет выбрать правильный товар в магазине

10.04.2015

Покупая продовольственные товары, потребители, в первую очередь, хотят быть уверены в безопасности приобретаемой продукции. Чтобы помочь потребителю определиться с выбором, законодательством Российской Федерации установлены правовые нормы, которые содержат обязательные требования о необходимости предоставления полной и достоверной информации о продовольственных и других товарах.

Право потребителя на информацию закреплено несколькими основополагающими нормативными актами, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров, ГОСТом Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», техническими регламентами на тот или иной вид продукции и другими.

Люди, которые заботятся о своем здоровье, стремятся употреблять в пищу полезную и здоровую еду. Сегодня на полках супермаркетов огромный выбор разнообразной продукции и при выборе продукта необходимо руководствоваться совокупностью нескольких критериев: сроки изготовления и сроки годности, состав, полезность, вкусовые качества.

Описание состава продукта, его свойства – это важная информация, которая обязательно должна быть доступна каждому потребителю именно в тот момент, когда он принимает решение о покупке.

Например, Согласно требованиям ГОСТа Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» информация для потребителя должна представляться непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов. Текст информации для потребителя должен быть нанесен на русском языке. Текст и надписи могут быть продублированы на государственных языках субъектов Российской Федерации. Если продукт импортный, обязательно должен быть перевод на русский язык. Если на продукте зарубежного производства нет информации на русском языке и координатами поставщика в России, продукт, скорее всего, попал на рынок нелегально, и, как следствие, может быть некачественным.

Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не был обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, прямо или косвенно характеризующих качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим (вкус, цвет, запах) показателям. Например, наименования молочных составных продуктов должны соответствовать понятиям, установленным для молочных продуктов, и содержать в непосредственной близости к этим понятиям четкие описания других характеризующих такой продукт компонентов, например «творог с кусочками фруктов», «кефир фруктовый», «сыр плавленый с ветчиной». Не допускается применение понятия «масло», в том числе в фирменных наименованиях изготовителей, при маркировке пасты масляной и спреда сливочно-растительного. Не допускается применение понятий «молочное», «сливочное», «пломбир» при маркировке мороженого, в состав которого входит растительный жир. На этикетках продуктов детского питания на молочной основе должна быть надпись: «Для детского питания». Размер шрифта такой надписи не может быть меньше основного используемого размера шрифта. На упаковках адаптированных молочных смесей и последующих смесей должна быть нанесена предупреждающая надпись: «Для питания детей раннего возраста предпочтительнее грудное вскармливание». Достаточно часто можно встретить надпись – «Без холестерина». Этот рекламный слоган иногда размещается на продуктах, которые никогда и не содержали холестерин. Например, его нет в любых растительных маслах, так как холестерин – продукт исключительно животного происхождения.

Итак, какая же информация должна быть на этикетке?

  1. 1. Наименование продукта. Наименование должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от других. Наименование пищевого продукта наносят четко различаемым шрифтом, выделяющимся на любом фоне. Не допускается давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, состава, происхождения, метода изготовления пищевого продукта, приписывать особые свойства, в том числе лечебные, которыми продукт не обладает, использовать в наименованиях пищевых продуктов названия продуктов, которые не входят в их состав. Информация о таких свойствах продукта, как «Выращенный с использованием только органических удобрений», «Выращенный без применения пестицидов», «Выращенный без применения минеральных удобрений», «Витаминизированный», «Без консервантов» и других допускается только при наличии у изготовителя подтверждения указанной информации. Нанесение на пищевые продукты надписи «Экологически чистый» не допускается.

2.Наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну), адрес производства, организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии).

  1. 3. Масса нетто, объем или количество продукта.
  2. 4. Состав продукта. Перечень ингредиентов приводят для всех пищевых продуктов, за исключением продуктов, состоящих из одного ингредиента. Перед списком ингредиентов должен быть заголовок «Состав». Названия ингредиентов в списке располагаются строго в порядке убывания по количеству, вошедшему в состав продукта. На первом месте стоят основные ингредиенты. В мясных продуктах это может быть только мясо, в хлебе – мука, в молочных продуктах – молоко.
    Надписи «без ГМО», «диетический», «натуральный» располагающиеся на этикетке, не имеют к составу продукта никакого отношения. Любая информация о специальных питательных свойствах, лечебном, диетическом или профилактическом назначении продукта, наличии в нем биологически активных веществ, отсутствии вредных веществ или о других аналогичных характеристиках может быть нанесена на этикетку только при наличииу изготовителя подтверждения указанной информации. Содержание биологически активных веществ, витаминов и минеральных веществ указывают в случаях, если они вносились при изготовлении продуктов.

По усмотрению изготовителя допускается перечислять основные, естественно содержащиеся в продукте, минеральные вещества и витамины без указания их количества.

  1. 5. Пищевая ценность (калорийность или энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов). Информационные (расчетные) показатели содержания питательных веществ указывают как массу углеводов, белков, жиров, макро- и микроэлементов в 100 г или 100 мл.съедобной части продукта, а калорийность/энергетическую ценность - в килокалориях и/или килоджоулях в расчете на 100 г или 100 мл продукта. Сведения о содержании белков, жиров, углеводов и калорийности/энергетической ценности приводятся в случае, если их значение в 100 г (мл, см3) пищевого продукта составляет не менее 2 %.

Обратите внимание, если продукт обезжиренный, он не обязательно низкокалорийный. Калорийность и вкусовые качества часто добираются за счет добавленного сахара. Внимательно изучите состав продукта: если сахар стоит на первом или втором месте в списке – такой продукт нельзя назвать полезным.
Сравните обезжиренный продукт с его «жирным» соседом по полке.

  1. 6. Назначение и условия применения для продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок.
  2. 7. Рекомендации по приготовлению готовых блюд для концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов.
  3. 8. Условия хранения указывают для продуктов, требующих специальных условий хранения (пониженной температуры, определенных влажности окружающего воздуха и светового режима и других), если в документах в соответствии с которыми изготовлены продукты, установлены требования к условиям хранения.
  4. 9. Срок годности. Срок хранения и (или) срок реализации пищевого продукта .

Срок годности исчисляют с даты изготовления. Дата производства не может быть нанесена на упаковку шариковой ручкой или фломастером – они выбивается на краю упаковки специальным станком или печатается штампом на этикетке. Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов с указанием установленных условий хранения.

Срок годности, хранения может быть указан следующим образом: «Годен .. (часов, суток, месяцев или лет)», «Годен до ...(дата)», «Использовать ...(употребить) до ...(дата)».

Если указан конкретный срок хранения, на упаковке необходимо найти дату и время производства продукта и рассчитать, когда срок хранения продукта заканчивается. Пищевых продуктов с неограниченным сроком хранения не бывает. Выбирайте только те продукты, срок хранения которых указан явно и еще не истек.

  1. 10. Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт (ГОСТ, технические условия и др.).

Всегда следует обращать внимание на вид этикетки. Покупайте продукты только с хорошо читаемыми этикетками. Если этикетка стерлась, переклеена или перепечатана поверх старого текста, то лучше отказаться от покупки.

В Законе «О защите прав потребителей» установлена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда.

Изучайте информацию, а если она отсутствует – требуйте ее предоставления, ведь именно наличие информации позволяет сделать правильный выбор на рынке товаров.

i

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати